Posted 7 июля 2020,, 14:13
Published 7 июля 2020,, 14:13
Modified 16 октября 2022,, 18:45
Updated 16 октября 2022,, 18:45
Производство спецодежды в России — одна из немногих отраслей, в которых отечественные предприятия еще удерживают конкуренцию. Конечной продукции импортного производства в России не более 10% от всего оборота отрасли, по информации издания «Бизнес-Вектор». В натуральном выражении — обороты импортных производителей спецодежды в России составляют около 16 миллиардов рублей.
Пошивом спецодежды по всей стране занимается 135 предприятий. Их обороты растут ежегодно. В прошлом году по всей стране реализованы партии на сумму около 160 миллиардов рублей.
Собственно униформа и спецодежда занимают около половины доли рынка (45%). Около 30% продаж приходится на средства индивидуальной защиты (каски, респираторы, перчатки, очки). Меньше всего зарабатывают производители спецобуви — их доля в годовом обороте отрасли около 15%.
Производители спецодежды находятся в серьезной зависимости от государства. За бюджетные деньги покупают около 30% всей продукции отрасли в стране.
Тем не менее отечественный бизнес обеспечивает остальные 70% дохода отрасли. В основном это закупки для сотрудников опасных производств, которых работодатель обязан обеспечить средства защиты.
Временные коррективы в структуру рынка внесла пандемия коронавируса. В этой ситуации специалисты отмечают очевидный дисбаланс в сторону производства средств защиты органов дыхания. Однако отрасль уже готовится к возврату на прежние позиции.
«Сейчас, конечно, усиленный спрос на защиту органов дыхания и поменьше спрос на спецодежду и спецобувь. Потому что период такой, когда все стояли, кому нужна спецобувь и спецодежда,если вы пока только маску носите. Сейчас, когда возвращается к нормальному режиму экономика, я думаю, что будет нарастать и будет востребована и эта составляющая», — считает президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.
На экипировку для своих сотрудников компании в России за прошлый год потратили около 100 миллиардов рублей. В среднем на экипировку среднестатистического сотрудника компании в России тратят 10,3 тысячи рублей.
Меньше всех тратят на экипировку в фермерских хозяйствах, лесхозах, охотхозяйствах и рыбоводческих предприятиях — в среднем около 5,4 тысячи рублей на одного работника.
Самые «ценные сотрудники» с точки зрения затрат на индивидуальную защиту — работники добывающей промышленности в компаниях, которые разрабатывают месторождения полезных ископаемых. В этом сегменте расходы на спецодежду каждого сотрудника самые высокие в стране — один костюм стоит в среднем около 20,3 тысячи рублей.
В Ставропольском крае отрасль стагнирует уже не менее 5 лет. В регионе зарегистрировано около 70 предприятий, которые занимаются пошивом спецодежды. На самом деле действующих производителей еще меньше. Активную деятельность в крае ведет только треть зарегистрированных производителей — порядка 20 компаний.
Суммарный доход предприятий в сегменте производства спецодежды на Ставрополье меняется незначительно. С 2016 года прирост составил 10% (или 3,3 миллиона рублей). Если в 2016 году предприятия в крае отчитались о доходах на общую сумму около 33 миллиона рублей, то по итогам прошлого года доходы составили 36,5 миллиона рублей.
По отзывам самих предпринимателей, которые работают в этой отрасли, есть несколько проблем, которые мешают развиваться. Первая из них — нехватка специалистов.
«Самая большая проблема — нет кадров, не готовят кадры. Вообще, политика государства: готовят экономистов. Самые большие заработки у страховщиков. Все кругом страховщики да юристы, а работать некому. Пенсионеры все ушли на пенсию, государство не готовит специалистов», — рассказал генеральный директор компании ООО «Ставропольспецодежда» Юрий Седых.
Сейчас компания, по его словам, занимается продажей готовых партий одежды. Хотя бизнес начинался с собственного производства.
«Когда я начинал работать, у меня был цех и 35 сотрудников. Потом дошли до 5 сотрудников, потому что все потихоньку уходили на пенсию. А молодежь не идет — заработок маленький, плюс, еще налоги», — отметил собеседник агентства.
Вторая проблема — недостаточная господдержка, которая частично объясняет кадровый голод в отрасли.
«Предприятия не поддерживают. Люди очень мало зарабатывают. И сами предприятия совсем мало зарабатывают. Другие отрасли, которые вообще не занимаются производством, зарабатывают деньги. А эти отрасли, которые вроде как нужны, потому что в стране еще осталось производство ткани — все это нужно, востребовано… Чтобы на местном уровне хотя бы какие-то привилегии делать — минимум, не облагать налогами», — предлагает Седых.
По мнению производственников, поддержка отрасли должна начаться с отмены налогообложения фонда заработной платы специалистов на производстве.