Posted 24 мая 2019,, 17:14

Published 24 мая 2019,, 17:14

Modified 16 октября 2022,, 18:10

Updated 16 октября 2022,, 18:10

Святые здания в несвятых местах: как РПЦ на Ставрополье выступает за храмы в парках

24 мая 2019, 17:14
Конфликты между церковью и обществом на Ставрополье в целом - нередкое явление. Однако в вопросах строительства храмов на общегородской территории церковь иногда идет на компромисс. Какие скандалы стали самыми громкими в крае, а какие случаи прошли незаметно, разбирался NewsTracker.

В отличие от некоторых российских регионов, Ставропольский край отличается достаточно мирным сосуществованием православной церкви и светской части общества. За всю новую историю региона резонансные строительства с участием РПЦ привлекали широкое внимание общественности лишь один раз.

Протесты закончились провалом

В отличие от Екатеринбурга, где строительство храма святой Екатерины на территории сквера вызвало бурю эмоций и гражданское противостояние, дошедшее до президента, на Ставрополье можно отметить всего одну относительно проблемную точку – Пятигорск. Здесь в Комсомольском парке микрорайона «Белая Ромашка» было принято решение выстроить храм.

Экологи и жители «Белой Ромашки» неоднократно принимали все усилия, чтобы парк оставался парком и не давали застроить его ни торговым, ни увеселительным заведениям. Внезапно 23 жителя «Белой Ромашки» направили письмо на имя главы города с просьбой выстроить собор. Российский союз молодежи провел опрос, на котором 71% опрошенных поддержали строительство. Общественники провели собственный опрос в Интернете, в ходе которого выяснилось, что 63% опрошенных выступают против. Данные результаты никого не удивили: аудитория, находящаяся в рабочий день на улице, в основном, пенсионеры, а активные пользователи Интернета – молодежь и люди среднего возраста.

Сторонники храма подчеркивали, что в «Белой Ромашке» нет церкви, и в другие пожилым людям ездить сложно, а также сообщали, что территория парка пребывает в запущенном состоянии, а храм сможет помочь ее благоустроить.

Основными аргументами противников собора стало опасение «исчезновения парка в храме», кощунственность нахождения культового сооружения рядом с питейными заведениями, находящимися рядом. Также высказывались мысли, что отпевание усопших, которое будет проходить в храме, не очень сочетается с парком как зоной отдыха. Некоторые возмущались, что Лазаревский храм находится не так уж далеко и напоминали, что в курортный район, где расположена Лазаревская церковь, ходит только один автобус, и предлагали увеличить количество маршрутов вместо постройки храма. При этом защитники парка отмечали, что не против храма как такового и предложили построить его на углу проспекта Калинина и улицы Панагюришти, где планируется возвести торговый центр, а в парке установить, например, детскую площадку или тренажеры. Но идея заменить торговый центр храмом почему-то не нашла отклика у ответственных лиц.

Власть организовала публичные слушания, на которых против строительства храма в данном месте было отдано 14 голосов, а за – 359. Критики отметили, что по столь важному вопросу слушания прошли в 10 утра рабочего дня, в итоге на них смогли попасть далеко не все.

В итоге в сентябре архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт совершил закладку храма святителя Николая Чудотворца в Комсомольском парке. При этом было сообщено, что прилегающая территория подверглась «масштабной реконструкции»: установлены урны, уложено около 4 километров дорожек, а также реконструирована детская площадка.

Для прояснения ситуации со строительством храмов в Пятигорске корреспондент NewsTracker посетил главный собор Пятигорской и Черкесской епархии – Кафедральный собор Христа Спасителя. Сам собор также расположен на месте бывшего сквера, от него до сих пор осталось небольшое пространство с несколькими лавками и урнами, однако местные жители довольны этому.

«Раньше здесь был небольшой сквер, так что здесь творилось, несмотря на нахождение в центре города и близость к полиции – словами не расскажешь: и пили, и наркотики употребляли, и ругались. Сейчас здесь храм и жителей это устраивает, никто и не думал возмущаться, когда его строили», – поделилась мнением пятигорчанка Марина Спартак.

После полудня в храме находились около 20 человек: верующие ставили свечи, молились, туристы изучали росписи на стенах и архитектуру. Отвечая на вопросы, священник храма рассказал, сколько человек, в среднем, бывает на его службах

«Важно понимать, что православными христианами называют себя многие, однако воцерковленными являются не все. Например, на Пасхальной службе в этом году у нас было около 1000 человек, из них к причастию пришли более 600. На службу не во время больших праздников приходит около 100 человек, причащаются более 60», – поделился информацией собеседник.

По его словам, посещаемость храмов Пятигорска приблизительно такая же.

«С моей точки зрения, основанной на личных наблюдениях, воцерковленными являются около 11% жителей Пятигорска. В городе сейчас 11 храмов, однако не все из них могут вместить такое количество верующих. Сейчас город нуждается в строительстве храма в районе «Белая Ромашка» – тогда все количество храмов придет в соответствие с количеством верующих», – сообщил представитель духовенства.

По данным 2019 года, в Пятигорске проживает 146 262 человека. Таким образом, воцерковленными из них являются 16 088 человек. При наличии 11 храмов на каждый приходится почти 1 500 тысячи человек, что явно много, таким образом, храм в «Белой Ромашке» станет важным фактором разгрузки остальных.

В других же городах Ставропольского края скандалов со строительством храмов не возникало. Исключением может являться разве что храм на территории перинатального центра в Ставрополе, однако протесты экологозащитных организаций и активистов были направлены на само строительство перинатального центра с вырубкой леса, а не конкретно на храм.

Церковь vs власть и жители

Но разбирательства из-за строительства храмов – не самое скандальное, что обычно происходит на Ставрополье. Чаще церковь пытается отвоевать жилые дома или землю.

Самым скандальным иском РПЦ стало дело о попытке отсудить дом по улице Октябрьской у трех семей. Это здание до гонений большевиков на церковь было частью женского монастыря. По решению суда дом отошел в собственность государства, а люди, которые в разное время купили здесь помещения, приватизировали их. Епархия добилась наложения ареста на землю и строения, которые находятся на ней, в том числе на здание бывшего монастыря и на личный гараж, построенный за деньги собственников. Также администрация города отменила постановление о приватизации помещения 2012 года. В данный момент в доме проживают три семьи, в том числе несовершеннолетние дети и 90-летняя ветеран войны. Единственная компенсация, которую семьям предложили в епархии, это возможность забрать пенсионерку в монастырь и ухаживать за ней. В феврале 2017 года по решению Октябрьского районного суда Ставрополя дом остался в собственности семей, проживающих в здании.

В июне 2018 года суд аналогичным образом удовлетворил иск о самовольной постройке в Ставрополе – дома для паломников в Онежском переулке. Спорное здание появилось на участке площадью 3,8 гектара, который епархия получила в бесплатное пользование в октябре 2017 года. Уже в январе 2018 года епархия обратилась в мэрию за разрешением на строительство, но получила отказ. Тем не менее строительство началось, а суд узаконил здание.

Осенью 2018 года Ставропольская и Невинномысская епархия добилась права собственности на самовольную постройку в селе Старомарьевка Грачевского района. Речь идет о кошаре площадью 1,1 тысячи квадратных метров, построенной на принадлежащем церкви земельном участке. Как следует из материалов дела, епархия сначала возвела хозяйственную постройку без разрешительных документов, а затем обратилась в администрацию Грачевского района, чтобы узаконить объект. Получив отказ, церковь обратилась в суд. Суд полностью удовлетворил иск.

В конце декабря 2018 году митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл сообщил на пресс-конференции, что Ставропольская психиатрическая лечебница занимает территорию и здания Иоанно-Мариинского монастыря, все это необходимо передать церкви.

«Я очень надеюсь, что сегодня, когда появляется больше средств на строительство новых больниц, реконструкцию прежних, будут построены корпуса психиатрической больницы, а нам будет передан этот замечательный монастырь. Помимо духовного центра, это может быть очень серьезным культурным и туристическим центром», – уверен церковный иерарх.

В феврале 2019 года Ставропольская и Невинномысская епархия обратилась в арбитражный суд, чтобы получить от администрации Невинномысска здание детского сада в Невинномысске в собственность. Спорное трехэтажное здание находится на улице Матросова, 167. Его площадь более 1,7 тысячи квадратных метров. Здесь расположен православный детский сад.

Споры о благих делах

В протестах против строительства храма в Екатеринбурге принимали участие активисты партии «Яблоко». NewsTracker обратился за комментариями по конфликтам вокруг деятельности РПЦ к руководителю Ставропольского отделения партии Валерию Ледовскому. Он отметил, что, с его точки зрения, храмов в Ставрополе вполне достаточно.

«В новых районах строятся новые, например, храм Дмитрия Донского на Южном Обходе, недавно было завершено восстановление Казанского собора на его историческом месте. Я бы сказал, что храмы строятся впору потребностям прихожан и на пожертвования. Как будет дальше - сложно сказать, но до сих пор серьезных конфликтов, переходящих в протесты, я не наблюдал по этой теме: может быть, это связано с тем, что Ставрополь сам по себе на моей памяти всегда был городом с невысоким протестным потенциалом», – предположил собеседник.

Вместе с тем возможность конфликтов он не исключает.

«Конфликты возможны, но больше связаны с правами на имущество, когда здание когда-то принадлежало церкви, а теперь в нем живут люди, у которых есть право собственности или которые арендуют жилые помещения. Я присутствовал на одном из процессов, где рассматривалась одна из подобных ситуаций, были там нюансы: например, перед оглашением решения суда всех зрителей попросили покинуть зал заседания и о том, в чью пользу было решение, мы узнали уже от участников после оглашения. В тот раз суд стал на сторону граждан, проживавших на тот момент в спорном доме, то есть я бы не сказал, что решение было предвзятым», – поделился мнением собеседник.

С его точки зрения, в публичной плоскости информация о подобных конфликтах если и проходит, то не сильно громко.

«Что касается строительства храмов на территории лесов и скверов – я о таких случаях не помню. Наиболее ближний, наверное, вырубка деревьев из рекреационной зоны краевой больницы под строительство прибольничной церкви (раньше был вагончик), но это не территория леса, это городские земли и о том, что это запланировано, все знали давно. В целом жители края стараются не влезать в нюансы вопросов о строительстве храмов, стараются сторониться подобных тем, да и поводов серьезных для публичного противостояния не было», – сообщил Ледовской.

Все спорные вопросы, считает политик, необходимо решать, только руководствуясь законом.

«Решать подобные вопросы необходимо изначально в согласовании с законом, перед которым должны быть все равны, и аргументом нарушения закона не могут быть никакие благие начинания. Наоборот, если делать что-то благое с нарушением закона, следует задаваться вопросом, а настолько ли это благое дело. Например, в Екатеринбурге была выделена земля, которую нельзя было выделять согласно генплану города», – отметил глава ставропольского «Яблока».

К мнению граждан, с его точки зрения, должно быть проявлено максимальное внимание. При этом референдум может помочь, если поставить достаточно высокую планку минимальной посещаемости.

«Референдумы и опросы могут являться одной из отправных точек для изучения общественных настроений. Также необходимо слышать мнение экспертного сообщества, в данном случае мнение штатных и, что немаловажно, независимых профессиональных архитекторов. Вопросы развития городов достаточно сложные, многофакторные, можно начать с того, что вообще в истории редко получалось реализовывать планы развития городов с учетом мнения граждан, экспертов, бизнеса и власти (на ум приходит лишь интересный эксперимент польского Люблина, и то там процесс проходил долго и негладко)», – рассказал собеседник.

Важным, с его точки зрения, является взвешенная политика.

«Важно не идти на поводу и тех граждан, кто против всего, но и не соглашаться с теми т.н. меценатами, которые хотят что-то построить именно в определенном месте, невзирая на законы, мнение жителей города и элементарную логику развития города, выраженную в генплане. Иначе для чего тогда проводится долгосрочное планирование?», – задается вопросом Ледовской.

Он уверен, что в ситуациях, когда компромисса достигнуть не удается, необходимо либо выждать, либо что-то одной из сторон предложить.

«То есть изменить условия таким образом, чтобы «равновесие непримиримостей» было нарушено. Либо предложить несколько мест размещения здания, либо в том же районе, где строится храм, построить какое-либо спортивное сооружение или что-то еще социальной направленности. Договориться можно всегда, в этом и состоит искусство местного самоуправления», – подчеркнул глава ставропольского «Яблока».

Долго и глубоко изучавший историю Ставрополья кандидат юридических наук, краевед Роман Нутрихин рассказывает, что ранее существовали четкие нормативы на количество храмов на душу населения.

«До 1917 года было рассчитано, что на каждые 150 дворов, то есть семей, должен быть храм, однако, мало кто знает, это была ограничительная мера: иначе и простые крестьяне, желавшие, чтобы у них в деревне был собственный храм, и богатые меценаты, возводили бы их постоянно. А это и траты на содержание священников, и расширение штата, и много других неудобств. Сейчас такого вопроса пока не стоит, наоборот, количество храмов недостаточно для жителей Ставрополя. Например, на центральных улицах Ставрополя, таких, как Ленина и Мира, нет ни одного храма», – указывает собеседник.

Он отметил, что в Ставрополе нет проблем с «храмовыми войнами», так как население не допустит провокаций.

«Храмы, которые строятся у нас, строятся добровольно, на основе пожертвований: это и небольшие посильные взносы от простых граждан, и, естественно, серьезная помощь от бизнеса и народ не допустит скандалов и провокаций вроде тех, что были в Екатеринбурге. Все храмы и соборы строились либо на новых местах в новых районах, либо восстанавливались на старых, кстати РПЦ не думает сносить гостиницу «Интурист» и строить там храм на основании того, что там когда-то он был, то есть имеет место быть взвешенная политика. Само собой, ни в Центральном парке, ни в парке Победы тоже никто ничего строить не решит», – поделился мнением Нутрихин.

Ранее благочинный Михайловского округа протоиерей Игорь Подоситников указал, что в парковых территориях строятся не только храмы, но и торговые комплексы, развлекательные учреждения, но по этому поводу, с его точки зрения, никто не высказывает недовольства, однако когда вопрос заходит о храме – некоторые граждане начинают протестовать. Он считает, что подобным людям все равно, что строить в сквере, лишь бы не храм. Священник уверен, что каждом городе, каждом регионе есть своя ситуация и в каждой есть свое решение, главное – чтобы стороны подходили к разрешению конфликта с любовью.

А руководитель центра прикладной урбанистики «Процессор» Влад Бойков отметил, что при грамотном подходе перед началом строительства территория должна быть исследована на соответствие задачам, и тогда не возникнет никаких конфликтов. При этом в обход мнения людей делать категорически ничего нельзя.

"