Подпишись на нас в Яндекс.Новости
Карточки
Фото: ru.stockfresh.com

Заблокировали банковскую карту: что делать?

Полезные советы о том, что делать, если заблокировали банковскую карту
В России вступил в силу закон, направленный на противодействие хищению денежных средств при совершении операций через системы дистанционного банковского обслуживания. Закон предписывает, как банки должны себя вести, если увидят признаки совершения денежного перевода без согласия плательщика. Некоторые пользователи уже столкнулись с приостановкой платежей при попытке оплаты товаров или услуг у частных предпринимателей «с карты на карту». За разъяснениями редакция Newstracker.ru обратилась к специалистам Отделения Ставрополь Южного ГУ Банка России.
1
Как новый закон защитит от мошенников?

Новый закон предписывает банкам защищать клиентов от хищения средств и пресекать подозрительные операции со счетами, в том числе по картами. Если банк заподозрит, что контроль над вашим счетом или платежной картой захватил мошенник, он может приостановить подозрительную транзакцию или же заблокировать средство платежа до выяснения деталей.

По закону банк должен незамедлительно связаться с держателем карты, чтобы уточнить, действительно ли клиент совершал подозрительную операцию. На это у банка есть максимум два дня – если в течение этого времени с клиентом связаться не удалось – операция будет проведена.

Фото: kaznews.kz
2
Что такое подозрительные транзакции?

Это операции по перемещению средств с вашего счета, вызывающие сомнения в том, что операции совершаете именно вы. Основные признаки подозрительных транзакций определил Банк России. О них – следующие «карточки».

Фото: rrhr.com.au
3
Неблагонадежные получатели

Первый признак подозрительной транзакции - перевод средств на счет получателя, который уже был замечен в выведении или попытке вывести краденые финансы. Банк России ведет учет подобных таких счетов и предоставляет банкам доступ к этому реестру.

Фото: krasrab.ru
4
Кибермошенники

Второй признак - совпадение информации о параметрах устройств, с которых ведется транзакция, с устройствами, которые уже были замечены в несанкционированном выведении средств. Банки ведут и регулярно пополняют «черный список» IP-адресов и других параметров хакерского оборудования, уже замеченных в мошеннических схемах.

Фото: Shutterstock.com
5
Нетипичное финансовое поведение

Третий важный критерий подозрительной транзакции - несоответствие ее характера, параметров, объема, места ее совершения или устройства, с которого она совершается, обычно совершаемым вами транзакциям. Иными словами – нетипичная для вас операция с деньгами.

Например, если банк видит, что по вашей карте расплачиваются почти одновременно в Ставрополе и где-нибудь на Кипре — банк заподозрит, что данные карты были похищены. Или, скажем, банк знает, что у вашей карты есть некое «типичное финансовое поведение»: платежи в супермаркете, коммуналка, пополнение мобильного телефона. И вдруг – резкий перевод большой суммы, или вообще всех средств одномоментно. Это также может вызвать подозрения.

Банки могут детализировать и конкретизировать эти критерии, т.к. у клиентов разных банков может быть различное финансовое поведение.

Если банки в процессе работы будут выявлять новые схемы подозрительных транзакций и новые виды мошенничества, они сообщат об этом в Банк России – на основе полученной информации список критериев будет расширен.

Фото: misanec.ru
6
Что именно может блокировать банк?

Если банк счел транзакцию подозрительной – он должен незамедлительно приостановить операцию. Средство платежа, то есть мобильный или интернет-банк, а также саму карту или счет, банк может заблокировать, если подозревает, что мошенник захватил контроль именно над средством платежа. Механизм блокировки и её степень определяет сам банк.

Фото: hr-tv.ru
7
Блокировка мобильного банка при оплате товара

Вероятнее всего в кредитной организации посчитали, что к вашему мобильному банку получил доступ мошенник, т.к. получатель платежа (предприниматель) часто получает на свою карту платежи с разных карт от таких же покупателей. Возможно также, что это была еще и нетипичная для вас покупка, отличающаяся от ваших традиционных платежей суммой и местом совершения.

Фото: shutterstock.com
8
Как разблокировать платеж, карту или счет?

Банк по закону должен незамедлительно связаться с клиентом, если посчитает его транзакцию подозрительной. В общении с банком клиент должен подтвердить, что именно он пользуется картой. Если клиент подтверждает это, то операция будет разблокирована и, соответственно, совершена.

Банк имеет право приостановить вашу транзакцию на срок не более 2 рабочих дней. Если за это время банк не сможет связаться с вами для подтверждения операции, и вы сами не предпримите для этого никаких действий, то через 2 дня

платеж или карта будут разблокированы. Способ связи с клиентом прописывается в договоре, поэтому, чтобы избежать неудобств, лучше всегда сообщать банку свои актуальные контакты.

Фото: kazned.ru
9
За границу с чистой совестью

При планировании зарубежной поездки лучше проинформировать банк о смене своей локации. Достаточно позвонить и сказать: «В такой-то период я буду не в Ставрополе, а в Чехии, поэтому не сочтите мои покупки в Праге подозрительными».

Возможно, кому-то такая бдительность банков и может показаться излишней и даже подозрительной. Но только так, когда все банки страны уделяют противодействию мошенничеству должное внимание, можно повысить защищенность наших же денег от, например, социальной инженерии или недобросовестных продавцов в интернете.

Фото: 24.kz