Posted 3 февраля 2019,, 16:53

Published 3 февраля 2019,, 16:53

Modified 16 октября 2022,, 18:05

Updated 16 октября 2022,, 18:05

Децл – локомотив хип-хоп и рэп-культуры российского шоубизнеса

3 февраля 2019, 16:53
Скончавшийся 3 февраля Кирилл Толмацкий, более известный как Децл, вывел рэп и хип-хоп культуру за пределы узкого субкультурного мира и сделал одним из самых ярких течений в российском шоу-бизнесе.

Роль Децла в истории рэпа и хип-хопа – локомотив. В конце 1990-х в стране был кризис рэпа и хип-хопа. Многие артисты научились делать хороший продукт, появились группы с десятилетним стажем, но в рэпе не было денег. И люди начали уходить из творчества: бросать группы, заниматься другими делами: их можно понять, на что-то нужно было жить. Альбомы тех лет, которые сейчас считаются культовыми, тогда были известны в узком кругу и издавались, если издавались, мизерными тиражами. У людей был опыт, был креатив, был талант, но денег для записи не было. Вне рэпа рэп не воспринимался, это была субкультура. С одной стороны, это было хорошо, с другой – плохо. Все нуждались в прорыве.

Ситуацию сдвинул Влад Валов, он же Шеff. Он придумал интересный проект: он создал хип-хоп коммьюнити, которого никогда раньше не было. В отличие от предыдущих, это был не проект друзей, в которых половина – откровенные посредственности, а собрание профессионалов, которое получило название Bad Balance. И локомотивом был именно Децл, одновременно его задачей было собирать все шишки, так как это был самый попсовый проект из всех. К тому же это был проект, рассчитанный на самую молодую, подростковую, аудиторию, школьников.

Дело в том, что Валов решил ориентироваться на аудиторию разных возрастов и поэтому пошёл четырьмя путями. Самым для школьников был Децл, для старших классов-первых курсов – «Легальный бизнес», для девочек – первая R’n’B группа «Белый шоколад», для более взрослой аудитории – Bad Balance. Они смогли захватить весь рынок рэпа и хип-хопа и стать известными за пределами рэпа: они печатались в журналах, издавали альбомы невиданными ранее тиражами, появлялись на телевидении, вошли в ротацию радиостанций.

Тогда лицо Децла было везде. В отличие от современных исполнителей, которые говорят о себе, но не говорят о жанре, задача Децла была донести до школьников, что существуют рэп и хип-хоп и они очень крутые. В каждой песне были отсылки к рэп- и хип-хоп-культуре и в каждом интервью Децл говорил, что он работает в этом жанре не потому, что это модно, а потому, что это круто. Такой популярности, как у Децла, не было и нет за всю историю хип-хопа ни у одного несовершеннолетнего MC в мире.

После ухода от Валова Децл начал искать себя. Его первые два самостоятельные альбома были встречены прохладно, так как это был обычный русский рэп, но потом он вернулся с по-настоящему андеграундными проектами, которые были очень крутыми, но были восприняты только настоящими ценителями, многие из которых в своё время пришли к хип-хопу именно благодаря ему. В Ставрополе артист несколько раз давал концерты, каждый раз удивляя слушателей новым материалом.

Но в итоге Децл стал заложником ситуации. Когда он писал для школьников – серьёзные ценители хип-хопа не воспринимали его, впрочем, и не должны были, так как он целенаправленно ориентировался на подростковую аудиторию. Когда же он перешёл на более серьёзные вещи, особенно невероятно своеобразное и интересное творчество последних лет, то повзрослевшие, ностальгирующие по детству люди требовали старых хитов. Можно сказать, что большинство поклонников не выросли вместе с ним.

К тому же Децл начал поднимать остросоциальные, политические темы, причём не в русле официозного ура-патриотизма, на иглу которого подсажено большое количество людей. Очень многие из старой гвардии «переобулись» в нужную сторону и запели, что требуется, либо сидят на месте и вздыхают, как они круто делали хип-хоп в своё время. Да, они круто делали в своё время и не прогнулись сейчас, но ничего нового при этом нет.

Он никогда не боялся экспериментировать, например, записывал материалы с ямайскими артистами, нестандартно работал со звуком, однако люди хотели треки из первых альбомов. Но у нас не ценят старых рэперов, если они не участвуют в этой игре. Адекватную оценку творчеству Децла дадут в будущем, сейчас оно будет пересматриваться, изучаться ещё не раз. Наступит момент, когда люди не захотят слушать тот рэп, который в моде сейчас и обратятся, в том числе, и к творчеству Децла.

Но уже сейчас можно сказать, что он не был «раскрученным продюсерским сынком», а имел серьёзный талант. Это он доказал своей музыкой, умением работать в разных жанрах и разных тусовках. Децл одинаково органично смотрится и на дискотеке 1990-х, и на волнах «Авто-радио», и на андеграундной хип-хоп тусовке в Германии.

Децл был первым из популярных артистов из молодёжи моего поколения, который сказал: «Я – не такой, как все. Я – неформал. Я слушаю иную музыку, одеваюсь в иную одежду». Многие люди переживают из-за того, что они не такие, как все и прячут это. А он первый сказал моему поколению, что не стоит ничего прятать. Быть ненормальным – это нормально – главный урок Децла.

"