Posted 8 января 2019,, 09:43

Published 8 января 2019,, 09:43

Modified 16 октября 2022,, 18:04

Updated 16 октября 2022,, 18:04

Пустыня на Ставрополье: как питерский фотограф нашел барханы среди полей с пшеницей

8 января 2019, 09:43
В чем уникальность Ставрополья, чем отличается фотограф от фотохудожника, помогает ли творческим людям государство и где искать пустыню среди полей. Об этом и многом другом корреспондент NewsTracker поговорил с фотографом из Санкт-Петербурга Федором Лашковым.

Вы делали много масштабных фотопроектов: по Абхазии, дельте Волги и самый популярный - по болотам Ленинградской области. Почему в этот раз вы выбрали Ставрополье?

Ставрополье для меня тоже родной регион. До 17 лет я жил в Ипатовском районе Ставропольского края, потом переехал в Санкт-Петербург, потому что там было проще выжить.

Фотопроект “Открывая Ставрополье” покажет и самим ставропольцам, и всему миру, что у нас здесь есть своя красота, просто надо немного поискать и научиться ее “вкусно подать”. Многие жители региона стремятся поехать за красотой на край земли, забывая, что и здесь множество интересных мест.

Я собираю материалы по флоре, по животным. Создаю такую коллекцию, которая покажет Ставрополье максимально с разных сторон. Это может занять и 10 лет, но мне не важно снять и сразу продать, я хочу получить качественный продукт.

Что вы хотите получить в финале проекта “Открывая Ставрополье”?

Планирую сделать выставку и фотоальбом, вроде “45 чудес Ставрополья”, в котором я принимал непосредственное участие. Но пока только идет сбор информации.

На Ставрополье я начал осознанно снимать около 3-х лет назад. Сейчас целенаправленно сюда переехал, снял жилье, чтобы закрывать районы и надеюсь, что через полтора года я соберу материал и останется обработать их.

Мои работы можно и нужно печатать размером не меньше 2-х метров, иначе много деталей потеряется. Я делаю двухъярусные панорамы, где совмещаю пейзаж и информацию о флоре и фауне на переднем плане. Чтобы это было не только красиво, но и познавательно. Отдельный блок моей книги будет посвящен флоре.

Что такое двухъярусная панорама?

Я усложняю для себя съемку тем, что я хочу показать то, как видит человек, вращая глазами. Поэтому, не сходя с точки, я снимаю 2 панорамы, потом в фотошопе это все соединяю. Сборка в среднем занимает занимает 1 день. Чтобы не было искажений и можно было рассмотреть все детали, я делаю нахлест 40%.

На разработку этой стилистики у меня ушло 5 лет.

Чтобы собрать такие панорамы, со среднеформатной камеры нужен очень мощный компьютер, очень дорогой.

Фотография - ваш основной источник дохода?

К сожалению, фотография - это моя не основная работа. Есть фотопроекты, например “Дельта Волги” (съемки проводились в астраханском заповеднике) , где помогают. Руководство заповедника организовывало проезд, один из отелей даже немного оплачивал работу.

А здесь мы бьемся с властями, чтобы объяснить, что это и им интересно, но пока бесполезно. Только недавно директор заказника заинтересовался и начал немного помогать, организовывать поездки.

Зарабатываю в основном фототурами и обучая людей фотографии. Есть 10 точек, которые я хорошо знаю и в которые я организовываю фототуры по Ставропольскому краю. На изучение точки уходит 3-4 года.

Всегда говорю своим ученикам, что собственный мир, стиль, визитную карточку, можно прорабатывать всю жизнь. Стиль - это увидеть мир своим собственным взглядом.

Сам я никогда не обучался фотографии, но что касается художественного вкуса, я учился этому у художников. Своим учителем по Ставрополью считаю Гречишкина.

В чем уникальность именно вашей фотографии?

Если говорить о ценности для человечества, есть вероятность, что что-то из того, что я снял, скоро исчезнет, если человек не одумается, это касается лохмачей, степных зон, где планируются пашни или идет выпас скота.

Если говорить о технике, например, я снимаю пейзажи на телеобъектив, которым обычно пейзажи не снимают. Никогда не пользуюсь штативом - это занимает много времени, не всегда есть, куда поставить его, часто мешает ветер, поэтому всегда темню, и снимаю на короткой выдержке, чтобы не было смаза.

Это связано в том числе с тем, что я люблю рассветы, они очень нежные и всегда золотые. Закаты больше нравится людям, потому что они яркие и ядреные. А я больше люблю поэзию, поэтому предпочитаю снимать зарю, еще до восхода солнца, пока нет искажений цветов. Поэтому порой в день я могу снимать всего 15 минут, правда до этого надо долго искать место,изучать, по 3-4 раза приезжать.

По сути можно было бы нанять машину и за месяц все объездить и отснять, но я хочу ловить настроение. Одну и ту же локацию, даже приевшуюся, можно снять в разные времена года, и окажется, что она может быть другой. Этим отличается фотохудожник от фотографа, который приезжает и снимает то, что видит.

Чем отличается фотограф от фотохудожника?

Самое сложно в пейзаже передать настроение, поймать момент. Этим и занимается фотохудожник. Фотограф же просто снимает то, что есть здесь и сейчас. Я 4 года пытался поймать необычный ракурс в ковыльной степи. Искал место, ловил небо. В итоге я нашел место и 3 дня жил в палатке, чтобы поймать свет и небо.

Какие уникальные малоизвестные места Ставрополья вы уже открыли?

Совсем недавно снимал пустыню на Ставрополье, и был очень удивлен, что это очень перспективное место. Барханы достигают 6-8 метров, но в первую поездку мне не повезло с погодой, накануне прошел дождь и песок прибило.

Интересный биотоп Ставрополья - наши поля. Оказалось, это очень живописно. Снимал уборку, теперь считаю, что хоть раз в жизни это надо увидеть каждому, ощутить эту жару, главное найти точку и искать историю, поймать момент.

Когда выставляю снимки Ставрополья, многие мои подписчики спрашивают, где это было снято, предполагая, и известные поля Тосканы и американские каньоны. И мало кто угадывает в этих фантастических пейзажах Россию и Ставрополье.

В планах - подключить дрон, чтобы иметь возможность показывать биотопы с другой точки, но переходить полностью на аэросъемку не собираюсь, дрон будет только очередным инструментом.

Почему так вышло, что вы более известны за рубежом, чем в России, красоты которой прославляете?

За проект по болотам Ленинградской области я получил членство ЮНЕСКО. Проект получил широкую известность за рубежом, в России однако его не оценили. У нас вообще слабо оценивают творческие проекты. Единственная помощь, которую я получаю от государства, это единовременная ежегодная стипендия в размере 20 тысяч. Раньше было как, 2 месяца работы на стройке, я занимался профессиональной гипсовой лепниной, месяц творчества и полгода обработки материала. И только последние 2 года стал больше заниматься фотографией.

Будем надеяться, что к тому времени, как я подготовлю фотопроект “Открывая Ставрополье” у правительства проснется к нему интерес, и они поймут, что это надо и краю, чтобы повысить интерес туристов.

"